Александрович Александр Дормидонтович
(Александрович — сцен. псевд.; наст. фам. Покровский) (1881, Н. Новгород — после 1955, США) — арт. оперы (лирич. тенор), драмы и камерный певец. Род. в семье протоиерея.
Окончил физико-математич. ф-т Петерб. ун-та (здесь же пел в студенческих хорах). Пению обучался у И. Томарса, под рук. к-рого подготовил партии Фауста ("Фауст"), Ленского, Князя ("Русалка" А. Даргомыжского).
Сцен. искусству обучался под рук. драм. актера А. Петровского.
В 1909 дебютировал в партии Синодала на сцене петерб.
Мариинского т-ра, где в качестве солиста выступал десять лет. Будучи солистом т-ра, продолжал занятия с А. Петровским и одновременно брал уроки пластики у балерины О. Преображенской.
В 1910-х гг. занимался на курсах в ин-те Жак-Далькроза (под Дрезденом).
В 1913 по приглашению С. Дягилева выступил в партии Юродивого (в ансамбле с Ф. Шаляпиным) в "Рус. сезонах" в Париже и Лондоне.
Позднее гастролировал по Южн. Америке.
В 1916 выступил в партиях Ленского и Берендея на сцене моск. Большого т-ра. В 1930-х пел в париж. Рус. опере (антр. А. Церетели).
В 1912—13 принимал участие в драм. спектаклях "Нашего театра" под рук. И. Питоева. 1-й исп. партий: в Мариинском т-ре — Гондольера ("Анджело", 2-я ред.). Рулевого ("Летучий голландец"), Фогельзанга ("Нюрнбергские мейстерзингеры"); в Лондоне — Юродивого ("Борис Годунов"; ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова, 11 (24) июня 1913, т-р "Друри-Лейн"). Др. партии: Матвей ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Баян, Владимир Игоревич, Ахиор, Вагоа, Фра Паоло, Гондольер, Левко ("Майская ночь"); "Джеральд, Хаджи, Тибальд, Вальтер ("Тангейзер"), Фро. Партнеры: Н. В. Андреев, Н. Большаков, А. Больска, Г. Боссе, Е. Збруева, М. Каракаш, Е. Катульская, Е. Петренко, Л. Сибиряков, М. Славина, Д. Смирнов.
Пел п/у А. Бернарди, А. Коутса, Э. Купера, Н. Малько, Д. Похитонова, М. Штеймана.
А. был известным камерным певцом.
С 1910 часто выступал в концертах п/у Э. Направника, А. Зилоти, А. Коутса, С. Кусевицкого.
Репертуар составляли сольные партии в "Траурной оде", "Магнификате" и нек-рых кантатах И. С. Баха, Реквиеме В. А. Моцарта, симфонии "Фауст", Мессе и 82-м псалме Ф. Листа, в "Колоколах" С. Рахманинова (1-й исп., 1913, п/у автора), в кантате № 60 и Мессе h-moll (1914, на Баховских торжествах в Петербурге и Москве, п/у Г. Рюделя).
В концертах выступал в ансамбле с А. Добровольской, Л. Кобеляцкой, Г. Боссе, Н. Сперанским.
С 1915 давал сольные концерты в ансамбле с А. Зилоти.
Камерный репертуар включал также произв.
М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Балакирева, С. Танеева, А. Гречанинова (1-й исп. его духовных произв., 4 апр. 1913), Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Дебюсси, М. Равеля и рус. нар. песни. Устраивал камерные концерты, посвященные рус. песне и старинному романсу (доглинковского периода).
В 1909—14 пел в петерб. вокальном квартете (Е. Збруева, М. Коваленко, И. Филиппов, позднее Г. Боссе). В 1914 квартет выступал в лазаретах для раненых солдат.
Принимал участие в серии концертов, организованных для учащихся средних учебных заведений (совместно с П. Курз-нером исп. дуэты А. Алябьева, А. Варламова, М. Глинки, А. Даргомыжского и др. рус. композиторов).
Вместе с З. Лодий, З. Артемьевой-Леонтьевской, О. Бутомо-Названовой вошел в состав Первого петерб. камерного кружка (рук. В. Каратыгин), в концертах к-рого пел в дуэтах, трио и квартетах для детей в Павловском вокзале.
Концертировал в Пскове, Нарве, Н. Новгороде, Витебске, Ревеле, Вильно, по городам Сибири, на Украине и в Крыму (здесь выступал совместно с М. Михайловой).
В 1919 эмигрировал за границу.
Выступал с концертами в городах Германии, в Париже (здесь с 1922 проводил циклы концертов по истории рус. музыки), в Барселоне (пел п/у С. Кусевицкого).
Записывался на грампластинки (св. 30 произв.) в Петербурге ("Граммофон", 1912, 1913) и Париже ("His master''s voice", 1927); нек-рые архив. записи — в ЦГАЗ СССР, ГЦMMК, ГЦТМ. Автор книги по зоологии.
Муз. соч.: Жизнь-отрада ("Жизнь для нас... "). Шансонетка.
Слова и музыка А. Александровича. — СПб., [б. г.]; Мне шестнадцать лет ("Что ж такого... "). Шансонетка. — СПб., [б. г.]; Моя жизнь ("Шансонеткой называясь"). — СПб., [б. г.]; Chants de Russie, choisis et revus par A. Alexandrovitch... Pour 1 ou 2 voix d''enfants (choeur ad libitum) avec accompagnement de piano. — Paris, 1930. Лит. соч.: Записки певца. — Нью-Йорк: изд-во им. А. Чехова, 1955. Лит.: Коломийцев В. Статьи и письма. — Л., 1971. С. 136; Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона. — М., 1964; Бронфин Е. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного пятилетия: Исследование. — 1917—1922. — Л., 1984. С. 200.