Альбрехт Карл Францевич
— род. 27-го августа 1807 г., в Познани, ум. 24-го февраля 1863 г., в Гатчине.
Музыкальное образование свое завершил под руководством Иосифа Шнабеля, у которого прошел курс гармонии и контрапункта; кроме того, в Бреславле обучался игре на всех струнных и духовых инструментах.
В 1825 г. поступил первым скрипачом в бреславльский театральный оркестр, в 1835 — был приглашен репетитором хора в дюссельдорфский театр, затем некоторое время состоял самостоятельным дирижером оперной труппы, путешествовавшей по Германии, и, наконец, и 1838 г. переселился с семейством в Петербург.
Здесь был сначала капельмейстером драматического театра, затем немецкой оперы, а после смерти Кавоса, в 1840 г. назначен капельмейстером русской оперы. В своих "Записках" М. И. Глинка, между прочим, говорить: "10-го августа 1842 г. была первая квартетная проба новой моей оперы ("Руслана и Людмилы") у матушки на квартире.
Участвовали: 1-я скрипка — Мес и Альбрехт, заменивший старика Кавоса, который умер, 2-я скрипка — Вейцманн, альт — *, виолончель — Шуберт и контр-бас — Мемель". На первом представлении "Руслана и Людмилы", состоявшемся 27-го ноября 1842 г., дирижировал оркестром Альбрехт, о котором Глинка вообще отзывался с большим уважением и не пренебрегал его советами относительно инструментовки своей оперы. Пользуясь известностью талантливого капельмейстера, Альбрехт дирижировал в сороковых годах симфоническими концертами филармонического общества (1845 г.), придворной певческой капеллы и другими.
Оставив в 1850 г. русскую оперу, он занимал до самой смерти место преподавателя музыки и пения в Гатчинском Николаевском сиротском институте.
Композиторская деятельность Альбрехта не особенно плодовита и завершилась 1825 годом, когда им были написаны: три струнные квартета, месса и музыка к балету "Горный дух". "Русская Старина" 1870 г., октябрь, стр. 386 и 389 ("Записки М. И. Глинки"). — А. И. Рубец, "Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей", 1886 г., стр. 1—2. — П. Д. Перепелицын, "История музыки в России", стр. 147. {Половцов} Альбрехт, Карл Францевич — род. 27 августа 1807 г. в Познани.
Первоначальное музыкальное образование получил в Бреславле и в 1823 г. окончил курс гармонии и контрапункта у известного капельмейстера Иосифа Шнабеля.
В 1825 г. поступил в бреславльский театральный оркестр первым скрипачом; в 1835 г. был приглашен репетитором хора в Дюссельдорфский театр под руководством капельмейстера Ритца. Затем сделался самостоятельным дирижером оперной труппы, путешествовавшей по разным городам Германии.
В 1838 г. К. Ф. был приглашен в Петербург, сначала в качестве дирижера оркестра Драматического театра, а впоследствии был назначен капельмейстером Немецкой оперы. Вскоре после этого он получил место капельмейстера в Русской опере. 27 ноября 1842 г. состоялось первое представление гениальной оперы "Руслан и Людмила" Глинки под управлением К. Ф. А. Оркестром Русской оперы он управлял до 1850 г. В промежутках своей капельмейстерской деятельности А. дирижировал всеми концертами того времени; из них особенно выдавались симфонические концерты придворной певческой капеллы и концерты Филармонического общества.
В 1850 г. он был назначен преподавателем музыки и пения в Гатчинском сиротском институте, где и умер 24 февраля 1863 г. Он пользовался любовью как своих товарищей, так и учащегося юношества.
В качестве композитора К. Ф. А. является автором трех струнных квартетов, мессы и музыки к балету "Горный дух", написанных им в 1825 г. {Брокгауз} Альбрехт, Карл Францевич — капельмейстер, род. 27 августа 1807 в Познани, ум. 24 февраля 1863 в Гатчине.
Музыкальное образование получил в Бреславле у теоретика Шнабеля.
С 1825 А. состоял первым скрипачом в Бреславльском театре, а с 1835—режиссером хора в Дюссельдорфском. театре и, наконец, дирижером странствующей оперной труппы.
В СПб. А. был приглашен в 1838 в качестве дирижера, сперва оркестра драматического театра, затем немецкой и позднее, в 1840, русской оперы, где явился заместителем Кавоса.
Под его руководством состоялась в 1842 первая постановка "Руслана и Людмилы" Глинки.
Некоторое время А. управлял также концертами СПб. Филармонического Общества (1845), придворной певческой капеллы и др. Должность оперного дирижера А. занимал до 1850, после чего преподавал пение в Гатчинском сиротском институте.
А. написал также (еще в Германии) несколько музыкальных произведений (месса, балет "Горный дух", 3 струнных квартета и др.). (В.) {Риман}