Альбов Михаил Нилович
— талантливый беллетрист (род. в 1851 г.), сын дьякона.
Учился на юридическом факультете СПб. университета, но до окончания курса отправился братом милосердия в Дунайскую армию (1877). Недолго служил в эстляндском акцизном управлении.
В 1898 г. состоял помощником редактора екатеринославской газеты "Приднепровский Край". Писать начал еще в гимназии, и с 13 лет поместил ряд рассказов в "Петерб.
Листке", "Сыне Отечества", "Воскресн.
Досуге" и др. Первым его произведением, напеч. в больших литературных журналах, был роман "Пшеницыны", в "Деле" 1873 г. Широкий размах таланта и сильный болезненно-психологический анализ А. обнаружил в повести "День итога", имевшей большой успех ("Слово", 1879 г.). Там же напечатаны его повести "До пристани.
О людях взыскующих града", а в "Деле" — "Неведомая улица", "Конец неведомой улицы", "Голодный", "Ряса", "В потемках". Кроме того, А. участвовал в "Вестн. Европы", "Рус. Мысли", "Сев. Вестнике" (где был в 1891—94 гг. редактором беллетристического отдела и официальным), "Еженедельном Обозрении", "Осколках" (где был напеч. прекрасный очерк "Рыбьи стоны") и др. Здесь помещены его повести, рассказы, очерки: "Из недописанной повести "Призраки", "Филипп Филиппович", "Дипломат", "Фауст и Мефистофель", "О том, как горели дрова", "Юбилей", "Страшное слово", "Крестоносцы", "Сороковой бес", "Тоска", "В тихих водах", "На точке", "День да ночь", и проч. Психология одиночества, душевные страдания забитого, искалеченного люда, "жаждущих и алчущих", ищущих истины, смутное недовольство собой и окружающим миром — вот содержание большей части произведений А. Душевные состояния его героев крайне запутанны, неопределенны, туманны.
А. превосходно изображает быт мелких людей, мещанства, духовенства, и в обрисовке деталей выказывает себя настоящим мастером.
Попытки его в юмористическом роде ("Юбилей", "Вавилонская башня", "Конец Вавилонской башни") — слабее прочих его произведений.
Отдельно изданы: "Повести" (1884 и 1887), "Ряса", ром. (1886), "Рыбьи стоны" (1888), "На точке" (1888), "Пшеницыны" (1890), "Юбилей" (1876). Ср. "Словарь" Венгерова (т. I). П. Быков. {Брокгауз} Альбов, Михаил Нилович (1851—1911) — беллетрист.
Сын дьякона, окончил Петербургский ун-т. Произведения его распадаются на три группы: к первой относятся повести и рассказы, посвященные изображению больной человеческой психики ("День итога", "Люди, взыскующие града", "О том, как горели дрова"); здесь А. выступает прямым последователем Достоевского не только по манере и приемам, но отчасти и по сюжетам.
Ко второй группе относятся произведения, явно сближающие А. с Чеховым и посвященные изображению тусклого, унылого быта средних людей ("Ряса", "Сутки на лоне природы", "Рыбьи стоны"). Сюда же следует отнести две повести, доставившие А. в 1882 крупный успех: "Неведомая улица" и "Конец Неведомой улицы"; в них изображен бунт среднего человека против гнета окружающего мещанского быта. Наконец, третью группу составляют юмористические произведения ("Вавилонская бащня", "Таинственный незнакомец", "Юбилей" и др.). Для изучения эпохи 80—90 гг. произведения А. остаются очень ценным материалом.
Полное собрание сочинений выпущено А. Марксом в 8 тт. (СПб, 1906—08). Лит.: Венгеров, Критико-биографический словарь, т. I, стр. 459—71, 939—40; Арсеньев, К., Критические этюды, т. II, стр. 206—67; Mихайловский, Собр. соч., т. V. Автобиографические заметки А помещены в сборнике "Первые литературные шаги", вышедшем под редакцией Фидлера, М., 1911. Альбов, Михаил Нилович [1851—1911] — беллетрист.
Сын дьякона, род. в СПб. А. изображает упадочное городское мещанство, гл. обр. прослойки мещанской интеллигенции, деклассировавшиеся под влиянием капитализации страны.
Центральный образ А. — городской мещанин-одиночка.
Лишенный прочной жизненной опоры и психически неустойчивый, он бессильно бунтует против серой обывательщины.
Таков напр. Глазков ("День итога"), черты которого встречаются у многих персонажей А. Творчество А. нередко сближают с творчеством Достоевского.
Библиография: I. Собр. сочин. в 8 тт., изд. Маркса, СПб., 1906—1908 (наиболее характерны — "До пристани", "Неведомая улица", "Ряса", "Как горели дрова" и др.). II. Венгеpов, Критико-биографический словарь 1891; Арсеньев К., Критические этюды, т. II; Михайловский Н., Собр. сочин., т. У; Гуревич Л., Лит-pa и эстетика, М., 1912 и др. {Лит. энц.}