Акулов Валентин Леонидович
(р.31.01.1936) — спец. по теории филос. знания и по онтологии; д-р филос. наук, проф. Род в с. Троицком Бессарабской губ. Окончил ист.-филол. ф-т Кишиневском гос. ун-та (1960), асп. (1964). Работал учителем в школе (1960—1962), в Кишиневском гос. ин-те искусств (1964—1970), Краснодарском политехн. ин-те (1970—1972), Краснодарском крайкоме КПСС (1972—1977). Зав кафедрой филос. и логики Минского гос. лингвистич. ун-та. Докт. дисс. — "Принцип материалистического монизма и проблема субстанции" (1983). В основе развиваемой концепции филос. лежат принцип материалистич. монизма и понятие материи как субстанции.
Этот принцип трактуется в смысле признания единственной реальности — реальности материи.
Ни один из атрибутов и законов материи не есть само сущее. Содержание материи как единственной реальности раскрывается в способе, каким она существует, т. е. в системе атрибутов и законов, к-рые характеризуют ее бытие с разных сторон: движение — со стороны процессуальности, пространство и время — со стороны структуры (статической и динамической), мышление — со стороны способности самопознания и целесообразного существования на определ. уровне организации.
Филос. оказывается в таком понимании всеобщей теорией материи, в к-рой онтология, гносеология, логика и аксиология выступают относительно самостоятельными частями.
В области социол.
А. развивает концепцию гос-ва как формы гражд. самоорганизации об-ва, в основе к-рой лежит самоограничение.
Гос. ин-ты суть не само гос-во, но лишь органы управления гос-ва, выполняющие функцию гаранта соблюдения добровольно принятых гражданами на себя обязательств и вытекающих из этих обязательств прав. Соч.: Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. Краснодар, 1976; Диалектический материализм как система (Опыт теоретического анализа).
Минск, 1986; Материалистический монизм: сущность и методологическое значение.
Минск, 1988; Логика как философская наука // В. МГЛУ. Сер.3. Минск, 1998. № 1; "Демократические стандарты", или Симуляция демократии // Беларуская думка. 2000. № 6.