Айвазовский Иван Константинович
— младший брат Гавриила А. (см.), профессор живописи и лучший русский маринист; род. 17 июля 1817 г. в Феодосии.
Еще будучи мальчиком, он обратил своими рисунками на себя внимание и благодаря стараниям некоторых заинтересовавшихся им лиц попал в качестве пансионера в Академию художеств в 1833 г. Первым его учителем в области живописи "морских видов" был Филипп Тоннер, от которого он перенял необходимый для начала механизм писания воды, впоследствии, однако ж, оставленный.
Первой работой его в этом роде был "Этюд воздуха над морем", написанный в 1835 г., за который он получил 1-ю серебряную медаль.
С тех пор А. посвятил себя исключительно этому роду живописи.
Ежегодно с этой целью делал он ряд поездок то по Финскому заливу, то по Черному морю, изучая эффекты освещения и природу моря, и действительно достиг блестящих результатов.
Особенно помогала ему при этом его необыкновенная художественная память, воспроизводившая через долгий промежуток времени какой-нибудь подсмотренный момент в природе во всей его начальной силе и полноте.
Этим объясняется отсутствие повторений и монотонности в картинах А. В 1840 г. А. поехал в Италию, а затем посетил последовательно Германию, Францию, Англию и Испанию.
Везде картины его производили необычайный эффект, и слава А. как замечательного художника-мариниста установилась повсеместно.
Из работ А. перечислим: "Высадка десанта в доме Субаши" и "Вид Севастополя" (1840 г.), купленные государем; "Неаполитанская ночь", "Буря" и "Хаос", написанные им в Риме, "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри", награжденные на Парижской выставке 1843 г. и доставившие А. звание академика.
За "Виды Черного моря" и "Монастырь св. Георгия" А. признан в 1847 г. профессором.
В 1857 г. на Парижской выставке за "Четыре богатства России" наш маринист получил орден Почетного легиона.
Из последующих картин назовем: "Зима", "Камыши на Днепре", "Стадо овец во время урагана". Из новейших картин А. наиболее замечательны: "Всемирный потоп", "Момент сотворения мира" (1864), "Цепь Кавказских гор" (1871). Выставка его картин во Флоренции (1874) возбудила восторг, и Флорентийская академия художеств предложила ему написать свой портрет для помещения в галерее палаццо Питти, где собраны портреты знаменитейших художников с эпохи Возрождения. (Из русских художников такой чести удостоился только Кипренский, 1783—1836; см. это сл.). Во время русско-турецкой войны 1877 А. написал новую серию картин, а в 1880 г. уже была выставка новых его картин, посвященных различным эпизодам жизни Колумба. 26 сентября 1887 г. отпразднован 50-летний юбилей служения А. искусству; юбиляр принес в дар Академии "Пушкин на берегу моря", написанную им вместе с И. Е. Репиным (см. Булгаков, "Наши художники" т. I, СПб., 1890). {Брокгауз} Айвазовский, Иван Константинович (дополнение к статье) — художник; † 19 апреля 1900 г. {Брокгауз} Айвазовский, Иван Константинович (1817—1901) — известный художник-маринист, неоднократно писавший картины на темы из боевой истории русского флота. В 1839 г., по приглашению начальника Кавказской прибрежной линии генерала Н. Н. Раевского, А. написал "Десант отряда в долине Субаши". Император Николай I приобрел эту картину и, покровительствуя молодому таланту, пожелал использовать его для изображения подвигов флота. А. был назначен живописцем Главного Морского Штаба Его Величества и ему были заказаны исторические картины сражений 1790 г.: при Ревеле, Выборге, Красной Горке, а также Чесменского боя; Император возил его на морские маневры и в Финском заливе, и на Черном море, и лично давал ему указания и вносил поправки в изображение падения снарядов и т. п. Но из А. не выработалось живописца-историографа, хотя немало его картин носят названия исторических событий.
В 1850 г. он написал "Наваринский бой" (для Севастопольской морской библиотеки);
Крымская кампания вызвала "Синопский бой — днем и ночью", "Бомбардирование Севастополя" и. др. эпизоды; война 1877—78 гг. отразилась в его творчестве рядом картин, изображающих "Взрывы мониторов" на Дунае, "Бой парохода “Весты”", "Взятие парохода “Мерсина”" (Морской музей) и др. Но поэтический темперамент А., отвергавшего кропотливое изучение природы и проповедовавшего передачу художественных впечатлений "по памяти", не благоприятствовал развитию в нем историко-батального живописца, и среди его почти 5000 произведений — перечисленные батальные картины прибавили немного к его славе; лучшие из них показывают обычное чародейство художника в передаче морской воды и воздуха, в большинстве же они принадлежат к числу тех спешно написанных произведений, которые привычными приемами передают заученные эффекты и имеют второстепенное художественное значение. {Воен. энц.} Айвазовский, Иван Константинович (1817—1900) — русский художник-маринист, уроженец Феодосии; в 1833 окончил курс в Академии художеств, в 1839 уехал за границу; работал в Италии, Франции, Германии, Англии и Испании.
В Риме им были написаны "Буря" и Хаос". За картины: "Лодка черкесских пиратов", "Тишь на Средиземном море" и "Остров Капри" удостоен наград на Парижской выставке 1843. В 1847 получил звание профессора живописи.
Устроенная им во Флоренции в 1874 выставка его произведений доставила ему европейскую известность.
Помимо марин, которые создали ему славу, А. написаны большие композиции на библейские темы: "Всемирный потоп", 1846 (Рус. музей), и "Сотворение мира", 1846 (там же). А. в свое время считался лучшим изобразителем моря. След. поколения отнеслись к нему отрицательно, упрекая его картины в надуманности и неестественности.
Его произведения лучшей поры (50—60 гг.) — технически блестящи и порою прекрасно передают характер стихии.
Лит.: Воспоминания А. печатались в журнале "Русская Старина", кн. 21—30, 1878. Об А.: Булгаков Ф. И., И. К. Айвазовский и его произведения, СПб, 1901. С. Ш-ский.