Агапит Вознесенский
(до пострижения Семен) — род. в 1793 г., умер 1-го января 1854 г., епископ томский и енисейский с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., а затем член московской синодальной конторы.
Вознесенский был кандидатом третьего выпуска Спб. духовной академии и, по окончании в ней курса в 1819 г., определен учителем Полтавской семинарии; в 1821 г. постригся в монашество; с 1826 г., в сане архимандрита, был ректором сначала тульской, а затем астраханской, тамбовской и черниговской семинарий; с 12 августа 1834 г. Агапит был первым епископом вновь учрежденной томской епархии.
По увольнении в 1841 г. на покой, с назначением членом московской синодальной конторы, он получил в управление Воскресенский Новоиерусалимский монастырь; 2 марта 1850 г. переведен в Новоспасский, а 30 июня 1852 г. — в Донской Богородичный, где и скончался.
Строгий монах, он не способен был угождать людям и потворствовать слабостям.
Московский митрополит, рукополагавший его в епископа и уважавший в нем человека строгой жизни, сам приветствовал его речью (напеч. в "Христиан.
Чтении", 1834 г., III, стр. 324). В этом же журнале напечатаны две речи епископа Агапита: 1838 г. (II, 128) и 1846 г. (II, 340). Митрополит Филарет поддерживал его своим влиянием как в Воскресенском монастыре, так и в трудных обстоятельствах, когда в епархии не полюбили строгого к себе и другим архипастыря.
Благодаря влиянию Филарета обер-прокурор Св. Синода граф Пратасов поручил поставленному епископом алеутским и камчатским Иннокентию, при проезде через Сибирь в свою епархию, собрать и доставить сведения о причине жалоб на Агапита.
В письме к графу преосв.
Иннокентий между прочим сообщал: "Агапит обращался со мною по-братски.
Он есть ревнитель совершенной правды и законов, в особенности христианского.
Он, несмотря ни на какие обстоятельства и отношения, от всех требует точного исполнения своих обязанностей.
Он требовал от всех вступающих в брак знания заповедей и проч. Это почли и почитают притеснением". Филарет (Дроздов), "Слова и речи", т. III, 279 (изд. 1877). Ив. Барсуков, "Иннокентий, митроп. москов.", стр. 150—151, "Моск. Вед.", 1842 года, № 40. "Русск. Архив", 1879 г., кн. II, 142, 271—272, и 1881 г., 388. Строев, "Списки иерархов"; Чистович, "Ист. Спб. дух. акад.". {Половцов} Агапит Вознесенский (Семен Саввич) — епископ Томский и Енисейский.
Родился в 1793 году в семье священника в Калужской губернии.
В 1815 году, по окончании курса Калужской духовной семинарии, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1819 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был определен профессором Полтавской духовной семинарии. 14 сентября 1821 года пострижен в монашество и 9 октября рукоположен во иеромонаха.
С 1 сентября 1823 года — инспектор Полтавской духовной семинарии.
С 21 января 1826 года — ректор Тульской духовной семинарии.
С 11 апреля 1826 года — архимандрит Белевского Спасо-Преображенского монастыря.
С 27 февраля 1829 года — ректор Астраханской духовной семинарии и настоятель Астраханского Спасо-Преображенского монастыря.
С 22 сентября 1831 года — ректор Тамбовской духовной семинарии. 29 апреля 1832 года переведен в Черниговскую духовную семинарию. 12 августа 1834 года хиротонисан во епископа Томского. 10 июня 1841 года уволен на покой в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь с правом управления им и назначен членом Московской синодальной конторы. 2 марта 1850 года переведен в Московский Новоспасский монастырь, а 30 июня 1852 года — в Донской монастырь.
Скончался 1 января 1854 года. Строгий монах в личной жизни, он не способен был угождать людям и потворствовать слабостям.
Митрополит Московский Филарет, рукополагавший его во епископа, уважал в нем человека благочестивой жизни и всегда оказывал ему поддержку, особенно в трудных обстоятельствах жизни, например когда в епархии невзлюбили строгого к себе и другим архипастыря и на него стали поступать жалобы в Святейший Синод. Под влиянием святителя Филарета, обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов поручил епископу Камчатскому Иннокентию (Вениаминову), при поездке его через Сибирь в свою епархию, собрать и доставить сведения о причине жалоб на Агапита.
Преосвященный Иннокентий между прочим сообщал: "Агапит обращался со мною по-братски.
Он есть ревнитель совершенной правды и законов, в особенности христианского.
Он, несмотря ни на какие обстоятельства и отношения, от всех требует точного исполнения своих обязанностей.
Он требовал от всех вступающих в брак знания заповедей и пр. Это почли и почитают притеснением". Вообще же он был человек симпатичный, добрый, правдивый, по жизни — строгий монах. С другой стороны, он не отличался энергичностью и деловитостью.
Будучи членом Московской синодальной конторы, преосвященный Агапит состоял во главе официально назначенной следственной комиссии по доносу на протоиерея Г. П. Павского, законоучителя, профессора Санкт-Петербургской духовной семинарии.
По отзыву священника Миловского Н., Агапит был следователь плохой, не умевший взяться за дело как нужно. Допросы учинял длинные-предлинные.
Труды: Краткое поучение в Неделю сыропустную, говоренное Агапитом, епископом Томским, в домовой архиерейской церкви 1836 года // Христианское чтение. — 1838, ч. 1, с. 231—236. Слово, произнесенное Московской синодальной конторы членом преосвященным епископом Агапитом по случаю освящения на 8-й день сентября 1846 года по Высочайшей воле устроенного придела в память рождения Его Императорского высочества великого князя Александра Николаевича в большой церкви Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря // Христианское чтение. — 1846, ч. 4, с. 287—301. Литература: Барсуков И. П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. — М., 1883, с. 150—151. Филарет (Дроздов), митрополит.
Слова и речи. — М., 1844—1845 или 1847—1861, т. 3, с. 279. Руднев. "История Тульской семинарии", с. 46—47. Здравомыслов К. Я. "Об епископе Агапите Вознесенском", с. 56, 61. Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1896, № 2, с. 55. Московские ведомости. — М., 1842, № 40. Русский архив. — 1879, кн. 2, с. 142, 271—272. — 1887, кн. 2, с. 461. — 1893, кн. 3, с. 50. — 1903, кн. 1, № 3, с. 370, 372; кн. 1, № 4, с. 544; кн. 2, № 8, с. 574; кн. 3, № 9, с. 99, 107. — 1904, кн. 1, № 2, с. 236. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 4. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1415. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 283. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 389—399, 468—474, 901—904. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 1, с. 50. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 2, с. 2170. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 283. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 146,148,157, 516,1017. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 74.