Агаев Ахед Гаджимурадович
(р. 1924) — сов., росс. философ, социолог и филолог.
Базовое образование получил на ф-те журналистики Высшей парт. школы при ЦК КПСС в Москве, д-р филос. наук, проф. кафедры философии Дагестанского гос. ун-та, в 1962—1994 годах заведовал этой кафедрой.
С первых же работ критически относился к "механицизму" и "догматизму" маркс. филос. школы. Преодолевая односторонность формационной методологии, он рассматривает этнические общности, их сущность и существование в культурно-цивилизац. ключе. Благодаря этому обнаруживается всемирно-ист. тенденция образования и функционирования разл. типов этнических общностей на разных этапах соц. эволюции.
Родоплеменная общность зиждется на кровнородственных связях и натуральном производстве, народность — на территориально-языковых связях и на мелкотоварном производстве, нация — на соц.-экон. связях и крупнотоварном производстве, к-рое обуславливает гос. сплочение населения, говорящего на одном языке и объединенного нац. самосознанием.
А. считает принципиально важным рассматривать общее и особенное в этнических общностях в этой связи, в какой они сопрягаются с народом.
В отличие от "этнической общности", являющейся категорией этнографии, народ является творцом истории, движущей силой ист.-культурного процесса, источником полит. власти в демокр. обществах.
Соответственно народ понимается как исторически образовавшаяся часть человечества, к-рая характеризуется территориальным обособлением, самоопределением и самобытным ист.-культурным развитием.
Наибольшее значение среди филос. произведений А.Г.Агаева имеют монографии "К вопросу о теории народности" (1965), "Нация, ее сущность и самосознание" (1967) и "Нациология — философия национальной экзистенции" (1992). Соч.: К вопросу о теории народности.
Махачкала, 1965; Функция языка как этнического признака.
Язык и общество.
М., 1968; Дагестанское единство: история и современность.
Махачкала, 1978; Философия совести.
Махачкала, 1995; Философия и методология науки // ИПЦ ДГУ. Махачкала, 1996; Магомед Ярагский — мусульманский философ.
Махачкала, 1996; Теория культуры межнационального общения: логико-методологические проблемы.
Махачкала, 1997.