Афанасьев Александр Николаевич
— известный исследователь русской народной поэзии и мифологии, род. 11-го июля 1826 г., в гор, Богучаре, Воронежской губ., ум. 23-го сентября 1871 г. Сын уездного стряпчего, он провел большую часть детских лет в гор. Боброве, куда семейство Афанасьевых переселилось через три года после рождения сына. В 1837 году Афанасьев поступил в первый класс Воронежской гимназии, в которой окончил курс в 1844 г. и любопытную характеристику преподавания в которой сделал в своих воспоминаниях, появившихся после его смерти в "Русском Архиве" 1872 г. В гимназии Афанасьев обнаружил литературные способности, начав писать стихи, которые, впрочем, не были его призванием.
Поступив в 1844 г. на юридический факультет Московского университета, он слушал, как и все тогдашние студенты-юристы, лекции словесности и всеобщей истории вместе со студентами 1-го отделения философского факультета, и был, таким образом, учеником Шевырева и Грановского.
Еще будучи студентом, Афанасьев начал сотрудничать в журналах, поместив в "Современнике" 1847 г. (№№ 6 и 7) большую статью о "Государственном хозяйстве при Петре Великом" а в "Отечественных Записках" 1848 г. (№№ 6 и 7) свою монографию "О вотчинах и поместьях". Окончив в 1848 г. курс со степенью кандидата, Афанасьев в конце следующего года поступил на службу в московский главный архив Министерства Иностранных Дел, где в 1855 г. был уже начальником отделения, а вскоре за тем и правителем дел состоящей при этом учреждении комиссии печатания государственных грамот и договоров.
Служба Афанасьева в архиве продолжалась до 1862 г.; этот период времени (1849—1862 гг.) был самым плодотворным в его учено-литературной деятельности.
В это время он начал печатать свои мифологические исследования, которые завершились в конце шестидесятых годов капитальным трудом "Поэтические воззрения славян на природу ; в это время он предпринял издание и исследование русских народных сказок и легенд; изучал русскую литературу ХVIII века и особенно тогдашние сатирические журналы; издавал в 1858—1859 гг. прекрасный журнал "Библиографические записки", где поместил ряд своих статей ("Адская газета", "О царе Горохе", "Литературная полемика прошлого столетия", "Сатиры Кантемира" и др.) и много ученых материалов для истории русской литературы; занимался библиографическими работами, составив два указателя — к "Отечественным Запискам" Свиньина и "Северному Архиву" (по русской географии, статистике и русскому праву); поместил преимущественно в "Современнике" и "Отечественных Записках", а также "Русском Вестнике" и "Московских Ведомостях" множество рецензий на труды по русской истории и отчасти истории литературы (Подробный перечень трудов Афанасьева помещен в "Русском Архиве" 1871 г., кн. 11, стр. 1948—1955, с примечанием, что он найден в бумагах Афанасьева, составлен самим автором и имел надпись: "Мои статьи"; кроме того, перечень работ Афанасьева имеется в его биографии, составленной проф. А. Кирпичниковым и помещенной в "Словаре" Венгерова).
Свои статьи по славянской мифологии Афанасьев начал в 1850 году, в "Архиве историко-юридических сведений о России", издававшемся Калачевым; здесь были помещены: "Дедушка домовой", "О значении рода и рожениц", "Мифическая связь понятий света, зрения, огня, металла, оружия и желчи"; затем, в "Современнике" (1851 в., № 4) появилось: "Колдовство на Руси в старину"; в "Отечественных Записках" (1851 г., № 6, 1852 г., №№ 1—3) — "Религиозно-языческое значение избы славянина" и "Зооморфические божества у славян"; в альманахе "Комета" 1851 г. — "Ведун и ведьма"; во "Временнике Общества истории и древностей" (1851 г., № 9) — "Языческие предания об острове Буяне"; в "Известиях Императорской Академии наук" (1853 г.) — "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями". Исследование о сатирических журналах 1769—1774 годов, до сих пор не утратившее своего историко-литературного значения, сначала было напечатано в "Отечественных Записках" (1855 г., №№ 3, 4 и 6), а затем вышло в 1859 г. отдельным изданием. "Народные русские сказки" появлялись выпусками, в числе восьми, с 1855 по 1863 год, а затем были изданы Солдатенковым в 4-х томах. Афанасьев воспользовался материалом, находившимся в этнографическом отделении Императорского русского географического общества, присоединив к нему сказки, собранные В. И. Далем. Издание свое он снабдил ценными примечаниями, с указанием сходных сказок у других народов.
Весьма ценным предисловием сопровождалось также издание "Русских народных легенд" (1860 г.), которые вскоре после своего появления, по требованию митрополита Филарета, были изъяты из продажи.
Значительно слабеет, хотя и не прекращается учено-литературная деятельность Афанасьева с 1862 года, когда он, замешанный по недоразумению в каком-то политическом деле, должен был оставить службу в архиве и распродать за бесценок свою обширную библиотеку.
Только после долгих стараний удалось ему занять, ради некоторого обеспечения семьи, совершенно неподходящее его призванию место секретаря сначала в московской городской думе, а затем в мировом съезде.
Усиленные служебные занятия надломили здоровье Афанасьева и способствовали развитию чахотки, которая 45-ти лет свела его в могилу.
В последнее десятилетие своей жизни Афанасьев написал несколько статей, заметок и рецензий (статьи: "Разбор истории литературы Галахова", "Разбор "Живописца", "M. С. Щепкин и его записки", "Поэтические предания о светилах небесных", "О юридических обычаях", "О радуге", "Сказка и миф" и др. Помещались они в "С.-Петербургских Ведомостях", "Библиотеке для Чтения", "Книжном Вестнике", "Филологических Записках" и "Древн. археолог. общ.". Но главное внимание Афанасьев сосредоточил на окончании своих семнадцатилетних изысканий в области славянских древностей.
Собрав все свои многочисленные статьи по славянской мифологии, переработав и дополнив их, Афанасьев выпустил в 1856 г. первый том, в 1868 г. — второй и в 1869 г. — третий том "Поэтических воззрений славян на природу". Этот труд был увенчан двумя малыми уваровскими премиями в 500 руб. (в 1867 г. — десятое и в 1870 г. — тринадцатое присуждение уваровских наград).
Рецензент, проф. А. А. Котляревский, справедливо заметил, что "Поэтические воззрения" — первый систематический труд в русской литературе по сравнительной славянской мифологии, для которого Афанасьеву приходилось и подготовлять материал, и обрабатывать его при помощи новых приемов науки. Афанасьев сделал крупный шаг в науке от случайных и отрывочных исследований в области народных преданий, от неопределенных сближений их и нетвердых заключений к систематическому рассмотрению всего запаса собранных им фактов мифологического и религиозного быта славян, по сравнению этих фактов с преданиями родственных славянских племен, с целью объяснения их затерянного древнейшего смысла и значения.
Несмотря на некоторые недостатки (неточность основной мысли о происхождении мифов, ее несогласие со многими частями исследования, слабость самостоятельных лингвистических разысканий, отсутствие объяснений исторического значения мифических представлений, верований и обычаев), "Поэтические воззрения" являются богатым сборником сведений о древностях народного быта, необходимым для всякого, занимающегося славянскою археологиею.
Последним трудом Афанасьева были "Русские детские сказки", появившиеся в двух частях, в 1870 г. "Русский Архив", 1871 г., № 11 и 1872 г., № 3. — "Русская Старина", 1872 г., № 5. — "С.-Петербургские Ведом.", 1871 г., №№ 276 и 298. — "Иллюстр.
Газ.", 1872 г., т. 29, № 21. — "Журн. Мин. Нар. Просв.", 1871 г., № 10. — 10-е и 13-е присуждения уваровских наград. — С. Венгеров, "Критико-биогр. словарь", т. I, стр. 860—870; здесь приведены отзывы о главнейших трудах Афанасьева. — "Энциклопедич. словарь", Брокгауза-Ефрона, кн. 4, стр. 488. {Половцов} Афанасьев, Александр Николаевич — исследователь народной поэзии; род. 11 июля 1826 г. в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим.
Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете и в то же время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского.
Окончив курс в 1848 г., А. в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям — в Моск. главный архив мин. иностр. дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при Архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.
В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности.
За это время А., который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах ("Современнике" 1847 г. и "Отечественных Записках" 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в "Современнике" (1849—52 гг.), "Отечеств.
Записках" (1850—60 гг.), "Архиве историко-юридических сведеаий о России", издав. Калачевым, и некоторых др. изданиях.
Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: "Дедушка домовой", первое его мифологическое исследование (в "Архиве" Калачева, ч. I); "Ведун и ведьма" (в альманахе "Комета", изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); "Языческие предания об острове Буяне" (во "Временнике общ. ист. и древ. росс.", 1858 г., № 9 — здесь он впервые развил во всей полноте свою натур-мифологическую систему славянского мировоззрения); "Зооморфические божества у славян" ("Отеч. Записки", 1852 г., № 1—3); "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями" (в "Известиях Акад. наук по отд. рус. языка и словесности", 1853 г.); "Русские сатирические журналы 1769—1774 г." (в "Отеч. Зап.", 1865 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 — до сих пор остается едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.). В 1850—59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: "Библиографические Записки", где поместил ряд своих статей, именно: "Сатиры Кантемира", "Н. И. Новиков", "Литературная полемика прошлого столетия", "Русская книжная торговля" и др. В 1860 г. он издал "Русские народные легенды" (Москва), вскоре изъятые из продажи.
В 1862 г. в жизни А. произошел крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его ученой деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по-видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принужден был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжелым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в моск. думе, а затем в мировом съезде.
Но и в это тяжелое время А., заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды. В "Библиотеке для Чтения" (1864) г. появились его статьи: "М. С. Щепкин и его записки", "Поэтические предания о светилах небесных", в "Филологических Записках" (1865 г.) он поместил: "О радуге", "Сказка и миф", сотрудничал он в это время и в "Книжном Вестнике", изд. Ефремовым и Ростовцевым.
В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, А. закончил и издал главный труд своей жизни: "Поэтические воззрения славян на природу" (3 т., Москва, 1866—69), в котором он соединил и привел в стройную систему все сказанное прежде им и все, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов.
Последний труд А. — на пользу русских детей, это "Русские детские сказки" (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. А. ум. от чахотки, 45 лет от роду. {Брокгауз} Афанасьев, Александр Николаевич (1826—1871) — этнограф, собиратель произведений устного народного творчества (сказок).
Вместе с Ф. И. Буслаевым (см.) является начинателем изучения русской мифологии.
В эпоху "романтического" увлечения народной поэзией А. пошел по следам немецких мифологов: Гримма, Куна, М. Мюллера и др., искавших в мифе остатков древнейшего (праарийского) миросозерцания.
Для извлечения этих первоначальных взглядов из мифа, претерпевшего в течение веков изменения и искажения, А., вслед за названными учеными, действовал особым "методом лингвистического истолкования". При помощи т. н. "метеорологической" теории (выдвигающей на первый план истолкование первобытным сознанием грозы) А. создал целую систему русской мифологии и опубликовал ее в 1866—69: "Поэтические воззрения славян на природу" (3 тт.). С тех пор как доказана ненаучность метода, труд А. удерживает лишь значение огромного свода широко сопоставленных фактических данных.
Другой его труд "Русские народные сказки" (вып. 1—8, М., 1855—63; последнее изд. под ред. А. Грузинского в 5 тт., 1914) сохраняет до сих пор значение для изучения русской сказки.
Сильно вредят работе А. ненаучные приемы записи сказок.
А. писал очень много по истории русской литературы 18 и 19 вв. (в частности, о сатирич. журналах 1769—77); напечатано свыше 70 его работ; значительная часть осталась в рукописях.
Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь рус. писат. и ученых, СПб, 1889—1904; Пыпин, А., История русской этнографии, 4 тт., СПб, 1890—92; Ягич, И. В., Энциклопедия славянской филологии, вып. I, СПб, 1910. Афанасьев, Александр Николаевич [1826—1871] — известный собиратель и исследователь устной народной поэзии, стремившийся перенести на русско-славянскую почву мифологическую теорию братьев Гримм, Куно-Шварца, Макса Мюллера и Мангардта.
Особой популярности основных трудов А. (особенно о сказках) способствовало, наряду с огромной эрудицией и увлекательным изложением, исключительное славянолюбие автора.
В научно-методологическом отношении они уже давно потеряли всякое значение.
Но собрания А. остаются еще основным источником по русской народной сказке (пять томов русских сказок, том народных легенд, сборник порнографических сказок и т. д.). Библиография·: Венгеров, Критика-биографический словарь, СПб., 1891; Пыпин, История русской этнографии, 4 тт., СПб., 1890—1892; Ягич И. В., Энциклопедия славянской филологии, в. I, СПб., 1910. {Лит. энц.} Афанасьев, Александр Николаевич Руководитель Управления информации — пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга; родился 3 марта 1945 г. в Ленинграде; имеет высшее образование и высшее партийное образование по специальности "журналистика"; трудовую деятельность начал в 1960 г.; проходил срочную службу в ракетных войсках (1964—1967); был на комсомольской работе (1967—1973); с 1973 г. работал в газетах "Смена" (старший литературный сотрудник, заведующий отделом, спецкор, заместитель ответственного секретаря, редактор приложения "Смена" на студенческой стройке"), "Ленинские искры" (ответственный секретарь), "Вечерний Ленинград" (спецкор), "Ленинградская правда" (спецкор), "Санкт-Петербургские ведомости" (спецкор, редактор отдела, ответственный секретарь); 1975—1976 г. — на Ленинградском телевидении (редактор, ведущий программы); 1980—1990 г. — занимался свободным литературным трудом; сотрудничал с Лениздатом на договорной основе (литературные редактирование и запись); член Санкт-Петербургского союза журналистов; первый обладатель "Гран-при" конкурса профессионального мастерства петербургских журналистов "Золотое перо" (1995); награжден орденом Дружбы, медалями "ХХ лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", "За доблестный труд; в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина"; автор документальной повести "Предел досягаемости", сценариев многосерийных телевизионных фильмов "Ржавчина" и "Глухарь"; женат, имеет сына и дочь.