Абульханова Ксения Александровна
(Абульханова-Славская; р. 29.06.1932) — психолог и философ; канд. пед. наук (по психол.), д-р филос. наук, проф. Окончила отделение психол. филос. ф-та МГУ (1956). С 1956 по 1974 работала в секторе филос. проблем психол.
ИФ АН СССР (мл. н.с, ст. н.с). С 1974 — в Ин-те психол.
АН СССР (ныне РАН): с 1987 — зав. лабораторией методол., теории, истории психол., преобразованной позже в лабораторию психол. личности.
Преподавала в МГПИ им. Ленина, в Росс. гуманит. ун-те, в Социол. колледже РАН, на психол. ф-те МГУ. В наст. вр. — проф. кафедры акмеологии и психол. профессиональной деятельности Росс. академии гос. службы при Президенте РФ. Действ. чл. Рос. академии образования, Междунар. академии акмеологии, член Европ. ассоциации психол. личности.
В трудах А. иссл. филос. и методол. проблемы психол.: методол. роль категории субъекта в психол., теор. модель субъекта деятельности и личности как субъекта жизненного пути; проблема соотношения индивидуального и обществ., природного и соц. в определении предмета психол.
Изучались теор. проблемы: психол. личности (активность, сознание, способность к организации времени как высшие личностные образования, присущие личности как субъекту жизненного пути); личность как субъект деятельности; сознание и соц. мышление.
Предлагается теор. модель субъекта деятельности, имеющая в основе различение активности (всех уровней) и деятельности (как общественно необходимой), несовпадение (противоречие) особенностей активности (включая особенности личности) и требований (условий, задач) деятельности, что предполагает их согласование (разрешение противоречия) субъектом.
С ее т. зр. субъект — качественно определ. способ самоорганизации, саморегуляции личности, способ согласования внеш. и внутр. условий осуществления деятельности во времени, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств, а также способностей, возможностей (и ограничений) личности относительно к объективным и субъективным (цели, притязания, задачи) условиям и событиям деятельности.
А. разработала теор.-эмпирич. концепцию личности как субъекта жизненного пути, построила многоуровневую модель активности личности.
В наст. вр. разрабатывается теор.-эмпирич. концепция индивидуального сознания и соц. мышления личности в условиях принципиальных соц. изменений: осуществляется иссл. реального состояния индивидуального сознания в посттоталитарный период, его противоречий, возможностей и особенностей, связанных с рус. менталитетом.
Предлагается модель соц. мышления личности, включающая в свою структуру операции репрезентации, интерпретации, проблематизации и категоризации.
Соч.: Мысль в действии.
М., 1967; О субъекте психической деятельности.
М., 1973; Диалектика человеческой жизни. М., 1977; Деятельность и психология личности.
М., 1980; Сергей Рубинштейн.
М., 1990; Стратегия жизни. М., 1991; Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. № 4; Психология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологии личности.
М., 1995; К истории союза психологии и философии // ВФ. 1996. № 5. [В соавт.]; Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет.
М., 1997; Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Там же; Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности);
М. — Воронеж, 1999; Время личности и время жизни. [В соавт.]. СПб., 2001.