Абрашнев Михаил Михайлович
(р. 25.05.1931) — спец. по вопросам союза филос. естествознания и соц. психол.; д-р филос. наук, проф. Род. в Горьком.
Окончил биол. ф-т Горьк. ун-та (1954), филос. асп. при том же ун-те (1957). В 1957—1962 работал асс. в Горьк. мед. ин-те, в 1962—1971 — в Горьк. ВПШ (ст. преп., доц.), в 1971—1978 — в Горьк. инженерно-строит. ин-те (доц., проф., зав. кафедрой), в 1979—1991 — зав. кафедрой филос. и соц. психол. ин-та в г. Арзамас—16 (Саров). Кафедра разрабатывала учебные программы, пособия, практич. рекомендации и принимала участие в заседаниях методол. семинаров в Росс. федеральном ядерном центре — ВНИИЭФ.
В наст. вр. — проф.-консультант в науч.-иссл. подразделениях г. Сарова.
Канд. дисс. — "Сущность и значение естественноисторического материализма (на материалах истории отечественной биологии первой половины XIX века)" (1962); докт. дисс. — "Философский анализ природы естественно-исторического материализма" (1973). Согласно развиваемой А. еще с начала 60-х гг. концепции, проблема "союза" возникла на стыке филос. естествознания и соц. психол.
Она носит комплексный характер и соответственно требует комплексного иссл. Этот подход позволил обратить внимание на слабо изученный в науч. литературе феномен естественно-ист. материализма и дать ему первую целостную характеристику.
Такой материализм представляет собой стихийные, не систематизированные, фрагментарные филос. установки (категории и принципы) большинства естествоиспытателей, выполняющие мировоззренч. и методол. функции в науч. поиске.
Именно благодаря стихийно-материалистич. устоям осуществляется прогресс естественно науч. знаний, когда ученые не знакомы с филос. концепциями.
Стихийность выступает как осн. черта естественно-ист. материализма.
Выражение стихийности неоднозначно и, в отличие от традиц. представлений, имеет также смысл положительного потенциала.
Традиционная проблема "союза" дополняется в концепции А. анализом ее соц.-психол. аспекта.
Философски не осознанные взгляды — это существенный элемент в структуре общественно-психол. уровня сознания естествоиспытателей ("наивный реализм", здравый смысл). Природа этого элемента тесно связана с теор. (филос.) уровнем сознания.
Др. составляющей соц.-психол. аспекта является психол. самой общности, сотрудничества ученых: психол. коллективов и его руководителей, психол. основы воспитания и самовоспитания личности ученого, соц.-психол. явления, их структура и закономерности формирования и функционирования в сознании естествоиспытателей.
Для продуктивного осуществления "союза" необходимым условием выступают диалоговые формы общения (методол. семинары, дискуссии, "круглые столы", деловые встречи).
Диалог — гл. средство установления прочных контактов философов, естествоиспытателей и соц. психологов.
Соч.: Почему необходим союз философии и естествознания. [В соавт.]. М., 1963; О союзе философов с естественниками.
Выступление на Всесоюзном совещании по современным проблемам материалистической диалектики // Ленинская теория отражения и современная наука. М., 1966; 50 лет ленинского союза философов-марксистов и естествоиспытателей. [В соавт.]. Горький, 1967; Проблема стихийного материализма в исследованиях марксистской философии.
Горький, 1970; Проблема обыденного здравого смысла, "наивного реализма" в исследованиях домарксистской философии.
Горький, 1971; Естественно-исторический материализм и диалектика.
Горький, 1975; Актуальные философские и социально-психологические проблемы управления и воспитания.
Вып.1. Введение в социальную психологию.
Арзамас—16, 1980; Вступительная статья // Модель научного коллектива.
Вып.4; Социальная психология и устная пропаганда.
М., 1981; Социальная психология в лекционном процессе.
М., 1984; Роль диалога в учебном процессе // Опыт и проблемы совершенствования учебного процесса.
М., 1989.