Абрамян Левой Арутюнович
(р. 11.03.1928) — спец. в обл. теор. филос. фундам. проблем ист.-филос. науки; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Ахалкалаки (Грузия).
Окончил филос. ф-т МГУ (1950) и там же (экстерном) асп. (1953). Работал в ИФП АН Арм.ССР, в ряде ереванских вузов; многие годы и в наст. вр. преподает на филос. ф-те Ереванского гос. ун-та. Докт. дисс. — "Гносеологический анализ основных понятий семиотики" (1968). В работах А. по теории науч. знания предприняты попытки освоения гносеол. проблематики, порожденной новейшим развитием логики и лингвистики.
Многим его трудам свойственна полемическая направленность — против филос. притязаний обыденного рассудка.
Дается гносеол. анализ осн. понятий семиотики, прежде всего знакового значения; обосновывается референциальный взгляд на его природу; подвергаются критике его субстанционалистские истолкования.
Характеризуется методол. совр. структурализма; раскрываются взаимоотношения между общенауч. понятием структуры и филос. категорией формы; отвергается мнение о необходимости замены филос. подхода структуралистским.
Разрабатывается концепция идеального; утверждается реальность идеальных явлений; ставится на обсуждение интерпретация "реальности" как понятия, имплицитно содержащего в себе указание на способ бытия. В ряде трудов исследуются коренные проблемы кантовского наследства; подвергаются критике нек-рые освященные традицией упрощенные трактовки; так, понятие "вещь-в-себе" рассматривается не в плане его разл., противоречащих друг другу значений, а в качестве нек-рого единства многообразия.
Отстаивается положение о непреходящей ценности класс. филос. наследия.
В ряде статей посл. десятилетия ставится задача осмысления соц.-полит. процессов в свете идей филос. истории.
Отдельная работа посвящена обобщению совр. опыта преподавания филос. дисциплин.
В серии беллетризированных очерков сделана попытка изложения истории этич. мысли — в форме писем о моралистах прошлого.
Соч.: Гносеологические проблемы теории знаков.
Ереван, 1965; Основные понятия семиотики // ВФ. 1966. № 10; Современное понятие структуры // Философские вопросы логического анализа научного знания.
Вып. 2. Ереван, 1971; Априоризм Канта // ВФ. 1972. № 10; Кант и проблема знания.
Ереван, 1979; Главный труд Канта. Ереван, 1981; Кантова философия математики.
Старые и новые споры. Ереван, 1987; О реальности идеального.
Ереван, 1989; Лекции по философии (Пропедевтический курс). Ереван, 1996; Письма о моралистах прошлого.
Ереван, 2001.