Абдильдин Жабайхан Мубаракович
(р. 16.02. 1933) — казах. философ, спец. по диалектике и теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Майтюбек Майского р-на Павлодарской обл. В 1954 закончил филос.-экон. ф-т Казахского гос. ун-та, асп. Казахского пед. ин-та (1954—1955), асп. МГУ (1958). В 1958—1960 — мл. н. с. ИФП АН Каз.ССР, в 1960—1965 — ст. н.с, в 1965—1997 — зав. отделом диалектич. материалистизма, теории и истории диалектики.
В 1973—1984 — директор ИФП АН Каз.ССР. Докт. дисс. — "Проблема начала в теоретическом познании" (1968). Чл.-корр. АН Каз.ССР (с 1975), действ. чл. (акад.) АН Каз.ССР (с 1983). В 1984 избран членом Президиума АН Каз.ССР, утвержден в должности акад.-секретаря Отделения обществ. наук АН Каз.ССР. В 1986—1994 — вице-президент АН РК. Заслуженный деятель науки РК. Президент Казах. филос. об-ва. Являлся гл. ред. "Свода памятников по истории и культуре" и гл. ред. ж. "В. АН РК". С 1995 по наст. вр. — преде. Комитета сената Парламента Республики Казахстан.
А. — известный философ казах. школы диалектич. логики.
Он полагает, что диалектика есть логика, теория познания, методол. совр. естественно-науч. и соц. познания.
Категории диалектики являются всеобщими универсальными формами мышления, предметной деятельности обществ. человека.
Разработка теории диалектики требует иссл. ее осн. принципов, категорий, законов, выраженных и обобщенных в систематической форме на базе принципа предметной деятельности и метода восхождения от абстрактного к конкретному.
При этом начало теор. познания должно в этом процессе получить свое самообоснование в ходе выведения категорий.
Опираясь на диалектич. метод, А. дает в наши дни убедительные ответы на сложные вопросы соц. практики совр. Казахстана (о путях дальнейшего развития об-ва, формах собственности, о соотношении нац. и общечеловеч., о нац. государственности и правовом гражд. об-ве и т.д.). Соч.: Конкретное понятие как форма логического // Проблемы логики и диалектики познания.
Алма-Ата, 1963; Становление учения о диалектике и логике познания // Проблемы логики и диалектики познания.
Алма-Ата, 1963; Проблема начала в теоретическом познании.
Алма-Ата, 1967; Диалектико-логические принципы построения теории. [В соавт.]. Алма-Ата, 1973; Диалектика Канта. Алма-Ата, 1974; Диалектическая логика о сущности диалектического противоречия в познании // Принцип противоречия в современной науке. Алма-Ата, 1975; Гегелевское понимание принципа конкретности. [В соавт.] // Роль принципа конкретности в современной науке. Алма-Ата, 1976; Диалектика активности субъекта в научном познании. [В соавт.]. Алма-Ата, 1977; Формирование логического строя мышления в процессе практической деятельности. [В соавт.]. Алма-Ата, 1981; Мышление (категории) — идеальная форма предметной деятельности // Диалектическая логика: Общие проблемы.
Категории сферы непосредственного.
Алма-Ата, 1986; Практика и отражение. [В соавт.] // Там же; Предметная деятельность.
Формирование и развитие категорий "субъект" и "объект". [В соавт.) // Там же; Принципы систематизации категорий диалектической логики // Там же; Восхождение от абстрактного к конкретному // Диалектическая логика: Формы и методы познания.
Алма-Ата, 1987; Теория // Там же; Всеобщее и единичное // Диалектическая логика: Категории сферы сущности и целостности. [В соавт.]. Алма-Ата, 1987; Противоречие // Там же.