Леонова Дарья Михайловна
(1835 — 25 января 1896 г. в Петербурге) — оперная певица.
Некролог Семья русских оперных артистов понесла 25 января тяжелую и невознаградимую утрату в лице Дарьи Михайловны Леоновой, слава о которой, как о замечательной певице, проникла во все утолки нашего отечества, переплыла даже моря и океаны.
Покойная родилась в Тверской губернии, в 1835 году. С самых ранних лет она уже обнаружила особенную любовь к пению и музыке.
Привезенная в Петербург, она зачислена была в театральную школу. Разучивая роль Вани в "Жизни за Царя", она имела случай спеть свою партию в присутствии самого Глинки, растрогав нашего великого композитора до слез. В первом же представлении оперы Леонова имела необычайный успех; слава ее, как первоклассной певицы, была упрочена навсегда.
Для довершения своего музыкального образования Леонова отправилась в 1858 году в Берлин.
Выступив здесь также с громадным успехом, она пела во многих немецких городах, знакомя иностранцев с русской музыкой, в особенности с произведениями Глинки.
Проходя затем в Париже партии различных опер под руководством Обера, Леонова приняла участие в двух музыкальных вечерах.
Осыпая певицу похвалами, газеты называли ее pur diamant russe. По возвращении на родину, выступивши в "Русалке" Даргомыжского, "Рогнеде", "Вражьей Силе" Серова, явившись, по выражению Тамберлика, королевой Азучен (в "Трубадуре"), Леонова принимала участие во всех операх того времени, вызывая шумные восторги и похвалы публики и печати.
Особенно неотразимое впечатление производила она исполнением партии Ортруды в "Лоэнгрине" и Фидес в "Пророке"; эту последнюю с одной только репетиции Леонова исполнила с таким художественным совершенством, что почти все певицы и до сих пор стараются подражать ей в создании симпатичного образа несчастной героини оперы Мейербера.
Прослужив более двадцати лет на Императорской сцене, Леонова еще в полном расцвете таланта покинула ее. Но и с выходом в отставку она не оставила служение своему дорогому искусству.
Решившись на неслыханный дотоле шаг, она предприняла кругосветное концертное путешествие, везде по пути знакомя публику с произведениями родных композиторов.
Волга, Урал и Сибирь, Китай и Япония, Сан-Франциско и Нью-Йорк, Лондон и Париж, бесчисленные по пути города — таково было триумфальное шествие Леоновой, сопровождаемое всюду восторгом, энтузиазмом, многочисленными подарками публики.
Вернувшись в Петербург, Леонова вместе с Мусоргским открыла там музыкальные классы, сразу привлекшие массу учеников и учениц.
Перенеся вскоре свою профессорскую деятельность в Москву, она в 1892 году снова открыла их в нашей северной столице.
Поставленные сразу на твердую почву классы те рядом ученических концертов вполне доказали всю славу Леоновой, как и талантливого, опытного профессора. ("Московские Ведомости", 1896, № 27.) Библиография О ней: "Новое Время", 1896, № 7152. "Ежегодник Императорских Театров", сезон 1895—1896 гг., с. 499—501. "Исторический Вестник", 1896, кн. 3, с. 1060—1061. Леонова, Дарья Михайловна — известная русская оперная певица-контральто (1835—1896), училась пению в спб. театральной школе, сперва у Быстрова, затем у Вителяро; 18-ти лет дебютировала в Императорской русской опере в роли Вани в опере "Жизнь за Царя". Л. до дебюта имела случай петь эту партию в присутствии М. И. Глинки, ставшего ее руководителем и преподавателем.
Среди русских артистов Л. была чуть ли не последней свидетельницей того, как исполнял Глинка свою музыку.
Вскоре после дебюта Л. отправилась за границу, пела в Берлине, Гамбурге, Эмсе, Висбадене, Баден-Бадене, Остенде и везде имела крупный успех. В спб. оперной труппе она прослужила 22 года, с особенным успехом исполняя роли в операх: "Жизнь за Царя", "Руслан и Людмила", "Русалка", "Рогнеда", "Вражья сила", "Пророк", "Лоэнгрин", "Трубадур". Покинув сцену в 1874 г., Л. предприняла обширное артистическое путешествие, пела во многих городах России, затем в Японии и Америке.
Вернувшись в Россию, Л. занялась преподаванием.
Из ее учеников особенно выделился тенор Донской, поющий в Имп. московской опере. Н. С. {Брокгауз} Леонова, Дарья Михайловна — известная оперная певица (контральто); род. в Вышнем Волочке в 1835, ум. 25 января 1896 в СПб. Дочь офицера; 1849 поступила вольноприходящей в СПб. Театральное училище, где голос ее приняли сначала за сопрано, настолько он был обширен.
Изучая пение в училище (у Быстрова и Вителяро), Л. стала в то же время выступать на Имп. сцене в водевилях и пьесах с пением.
В 1852 Л. с огромным успехом дебютировала в "Жизни за Царя"; Глинка, которому очень нравился голос Л., сам подготовил с ней партию Вани; он и после занимался с ней и написал для нее "Молитву". В 1857—58 Л. изучала пение за границей, где приводила в восторг (особенно исполнением русских песен) Мейербера и Обера, которые хотели оставить ее в Париже.
Вернувшись в Россию, Л. снова стала выступать на казенной сцене (в СПб. и Москве), где служила до 1873. Ею были созданы партии Княгини, Рогнеды, Кроатки, Спиридоновны, хозяйки корчмы ("Борис Годунов"), Маргареты ("Вильям Ратклиф"). Одной из лучших партий Л. была Азучена.
По уходе со сцены, Л. концертировала в Вене и Париже, а затем предприняла неслыханное для русской артистки кругосветное артистическое путешествие: через сибирские города в Японию, Китай, Сев. Америку и Европу.
Путешествие это увенчалось полным успехом, как и следующее концертное турне по России, совершенное в 1879 вместе с Мусоргским, с которым Л. к тому времени сблизилась.
Концерты эти, между прочим, впервые познакомили провинцию с отрывками из произведений "новой русской школы". По возвращении в СПб. Л. и Мусоргский открыли здесь музык. курсы; по смерти последнего Л. одна продолжала вести дело; затем переехала на некоторое время в Москву, где 1888—92 преподавала пение в Театральном училище, после чего вернулась в СПб., где и скончалась.
См. "Воспоминания" Л. ("Исторический Вестник", 1891) и ее краткий биографический очерк ("Рус. Муз. Газ.", 1896, III). {Риман} Леонова, Дарья Михайловна (по первому мужу Гильдемейстер) [9(21).3.1829 {в нек-рых источ. 4. (16).3.1834}, Вышний Волочек Тверской губ., ныне Калинин. обл. — 25.1 (6.2).1896, Петербург] — арт. оперы (контральто), драмы, камерная певица и педагог.
Род. в семье отставного офицера (из беглых крепостных крестьян).
С 1839 жила с родителями в Петербурге.
С 1849 вольноприходящая воспитанница Петерб. театр. уч-ща, где обучалась пению у Быстрова (определившего ее голос как сопрано), затем у Н. Вителяро (как контральто).
В марте 1850 дебютировала в концерте, где исп. каватину Изабеллы ("Роберт-Дьявол"), затем выступила в роли Катерины в комедии-водевиле "Катерина — золотой крестик". В том же году дебютировала как оперная певица в партии Вани в Эпилоге из "Жизни за царя" на сцене петерб.
Александрийского т-ра. Здесь же с успехом участвовала в драм. спектаклях ("Русская свадьба" П. Сухонина, "Русские святки" П. Каратыгина, "Пир у поэта Катулла" Г. Данилевского), водевилях (одна из лучших ее ролей в этом жанре — Параша — "Ворона в павлиньих перьях"), дивертисментах, где с большим мастерством исп. рус. нар. песни ("Лучинушка", "Травушка") и романсы А. Варламова, О. Дютша. Выступала также в одноактных операх "Нюрнбергская кукла", "Свадьба Жанетты" и др. Зимой 1854/55 совершенствовала свое мастерство под рук. М. Глинки (композитор написал специально для Л. вокализы), по совету к-рого с 1855 занималась у А. Лодия. Обладала звонким, сильным голосом широкого диапазона (от соль малой октавы до до 3-й), природной музыкальностью, чистой интонацией и ярким сцен. дарованием, особенно проявлявшихся в характерных ролях. Один из муз. критиков писал о Л.: "С эластичностью истинного дарования применилась к требованиям Новой русской школы и умела пленять речитативом, игрой, редким пониманием костюма, духа, смелым реализмом" ("Голос". 1876. № 263). В 1852 под рук. М. Глинки подготовила партию Вани, в к-рой осенью того же года дебютировала в петерб.
Т-ре-цирке. В 1856 с большим успехом выступила в партии Лукреции Борджиа.
В том же году по совету М. Глинки отправилась в Берлин, где нек-рое время совершенствовалась в пении у Дж. Мейербера, затем три месяца в Париже у Д. Обера. Одновременно выступала в концертах с исп. рус. нар. песен и оперных арий. Позднее гастролировала по городам Германии, Франции, Бельгии и Польши (в Варшаве ее слушал С. Монюшко).
Зарубеж. критики называли Л. "чудным русским бриллиантом". Вернувшись в 1858 в Россию, вновь была принята в Мариинский т-р. В 1873, в результате разногласий с зав. репертуаром имп. т-ров П. Федоровым, была вынуждена покинуть оперную сцену. В 1858 была приглашена в Москву.
Здесь исп. партию Азучены.
В 1866 гастролировала в Перми, где выступала в драмах, водевилях, операх и концертах.
В 1885 по просьбе С. Мамонтова выступила в партии Спиридоновны.
В репертуар певицы входило 14 партий в операх рус. композиторов и 12 — в операх зарубеж. композиторов. 1-я исп. партии: Степановны ("Фомка-дурачок"), Княгини ("Русалка"; эту партию готовила под рук. А. Даргомыжского), Казака Поливоды ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Ганксы ("Кроатка, или Соперницы"), Оксаны ("Запорожец за Дунаем"; С. Гулак-Артемовский написал эту партию в расчете на исп. Л.), Скульды ("Рогнеда"), Варвары ("Гроза"), Маргареты ("Вильям Ратклиф"), Еремеевны ("Наташа, или Волжские разбойники"), Спиридоновны ("Вражья сила"; эта партия была написана А. Серовым специально для певицы), Власьевны ("Псковитянка", 1-я ред.); в Мариинском т-ре — Марты ("Фауст"); в Петербурге — Азучены ("Трубадур"); в Екатеринбурге — Азучены; на рус. сцене — Миссис Педж ("Виндзорские кумушки"), ? ("Густав III"). Лучшие партии: ("Жизнь за царя" М. Глинки), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Рогнеда ("Рогнеда", специально для певицы А. Серов переделал сопрановую партию на контральтовую), Хозяйка корчмы, Марфа ("Хованщина"), Лукреция Борджа, Азучена, Ортруда.
Марта ("Марта, или Ричмондский рынок"). Др. партии: Наина; Эльвира ("Дон Жуан"), Леонора ("Фаворитка"), Памела, Паж Урбан, Гедвига.
Партнеры: С. Гулак-Артемовский, Е. Лавровская, И. Мельников, Ф. Никольский, Д. Орлов, О. Петров, Ю. Платонова.
Пела п/у К. Лядова, Э. Направника, А. Рубинштейна.
М. Глинка высоко ценил "самородный русский талант" певицы, составлял программы ее выступлений, посвятил Л. ряд произв., в т. ч. "Вальс-фантазию", цыганскую песню "Я пойду, пойду косить", романс "Молитва" ("В минуту жизни трудную"), специально для ее голоса оркестровал романсы "Не называй ее небесной", "Ты скоро меня позабудешь", "Ночной смотр". Л. была одной из первых исп. его романсов "Утешение" и "Не говори, любовь пройдет" и дуэтино "Вы не уйдете вновь". Оставив оперную сцену в 1873, продолжала выступать на конц. эстраде в России и за границей.
Обращала большое внимание на стих. текст (постоянно оттачивала дикцию), муз. фразировку и стиль исп. произв.
Камерный репертуар включал произв.
М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Балакирева, А. Бородина (композитор посвятил певице романс "У людей-то в дому"), Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи и больше всего соч. M. Mycopгского.
В 1873 с триумфом гастролировала в Вене, Париже, Варшаве и Берлине, где исп. произв. рус. и зарубеж, композиторов (в числе последних — романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана).
Зарубеж. критики сравнивали арт. с певицами Дж. Гризи и М. Альбони.
В 1874—76 гастролировала вначале по России (Рыбинск, Кострома, Пермь, Екатеринбург, Н. Тагил, Тюмень, Омск, Барнаул.
Томск, Красноярск, Иркутск, Чита, Нерчинск, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток), затем на рус. военном корабле "Боян" отплыла в Японию, где с огромным успехом выступала три месяца во многих крупных городах (в т. ч. на Иокогаме). в конце 1875 посетила Китай (Шанхай и Ханькоу), в 1876 — США (Сан-Франциско.
Чикаго, Филадельфия, Нью-Йорк). Возвратившись в Россию, выступала в благотворительных концертах в пользу сирот и вдов воинов, погибших на русско-турецкой войне, а также для рабочих, солдат, моряков и студентов.
С 1878 многие творческие планы Л. были связаны с Мусоргским, оказавшим большое влияние на ее творчество.
В июле — окт. 1879 они провели совместные гастроли по городам Украины и России (Полтава, Николаев, Елизаветград.
Херсон. Одесса, Ялта, Ростов-н/Д, Воронеж.
Тамбов. Тверь). Л. исп. вокальные произв.
Мусоргского (в т. ч. "А он забыт, один лежит". "Забытый" и специально для нее написанную во время этих гастролей "Песенку о блохе"), произв. композиторов "Могучей кучки", а также Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена.
Мусоргский отмечал громадный "художественный успех" этой поездки. "Что за необыкновенный человек! Энергия, мощь, коренная глубина чувства — все. неизбежно увлекающее и приковывающее... Дарья Михайловна звучала необыкновенно свежо и сильно, а экспрессии ей не занимать стать... Честь и слава ей, гордо держит знамя русского музыкального искусства!" Композитор посвятил певице "Гаданье Марфы" из "Хованщины" (1878), "Песню Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе" и пьесу для ф-п. "На южном берегу Крыма" (1879). Л. 1-я исп. его произв. "Гопака", "Песни Мефистофеля о блохе", "Песни Марфы" (с орк., 27 ноября 1879, п/у Н. Римского-Корсакова), партии Марфы в заключительной сцене последней картины "Хованщины". В сезоне 1881/82 по приглашению А. Рубинштейна участвовала в симф. концертах памяти Н. Рубинштейна.
Нередко выступала в концертах как чтец (произв.
А. Пушкина, отрывки из романа Ф. Достоевского "Братья Карамазовы"). Талант Л. высоко ценили М. Глинка, А. Даргомыжский, Ц. Кюи, А. Серов, В. Стасов, А. Островский, П. Шостаковский.
Л. вела также пед. деят-сть. В 1880 (вместе с Мусоргским) открыла в Петербурге частные вокальные курсы, в 1888—92 преподавала в Моск. театр. уч-ще. С 1893 давала частные уроки в Петербурге.
Ученики: П. Богатырев, И. Виноградов, К. Данаев, Н. Дементьев, А. Додонов, Л. Донской, А. Каратаева, С. Логинова, П. Оленин, О. Павлова, И. С. Петров, Ю. Редер, Л. Собинов, В. Шкафер, Д. Южин, А. Якубовская. "Леонова отличалась там, где требовалось показать романс или арию — особенно наших "русских" классиков: здесь каждое ее замечание было драгоценным.
Что же до голосовой техники, выработки дыхания и пр., обработки самого голоса, весь ее метод имел чисто субъективный характер" (В. Шкафер)*. Л. автор романсов "Слеза" (1855), "Письмо после бала" (1887; исп. в концертах под аккомпанемент Мусоргского).
Соч.: Воспоминания артистки императорских театров Д. М. Леоновой // Историч. вестник. 1891. Т. 43. Янв. С. 120—144; февр., с. 326— 351; март. с. 632—659; апр., с. 73—85. Лит.: Три письма к Д. М. Леоновой // Муз. свет. 1874. № 1. С. 4—5; Левинсон О. Из области музыки. — М., 1885. С. 295—296; Синкевич В. Былые встречи // Историч. вестник. 1893, апр. С. 90—115; Д. М. Леонова. (Некролог) // Ежегодник имп. театров.
Сезон 1895— 1896. — СПб., 1896. С. 499; Корш Е. Брызги памяти // Историч. вестник. 1911, окт. С. 156 — 160, 164; Модзалевский Б. К биографии Глинки. (Несколько неизданных писем) // Музыкальная летопись: Статьи и материалы.
Вып. 3. — Л.; М., 1925; М. П. Мусоргский: К 50-летию со дня смерти. 1881 —1931. Статьи и материалы. — М., 1932; Шкафер В. П.* Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 14—38; А. Н. Островский и русские композиторы: Письма. — М.; Л., 1937. С. 228; Канн Е. Забытый вальс. (Из биографии русской певицы Д. М. Леоновой) // Огонек. 1946. № 8. С. 30; Штейнберг А. Д. М. Леонова // Сов. музыка. 1946, № 2—3; Яковлев В. В. Д. М. Леонова. — М.; Л., 1950; Глинка М. И. Литературное наследие.
Т. 2: Письма и документы. — Л., 1953; Глинка в воспоминаниях современников / Под общ. ред. А. А. Орловой. — М., 1955. С. 421; Гарденин В. Гастроли в Сибири известной русской певицы Дарьи Леоновой (1874—75 гг.) // Томск. 1955. № 8. С. 160—162; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — М., 1960. Т. 1. С. 45, 85, 157, 376—379; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1836—1856. — Л., 1969; Ларош Г. А. Избранные статьи. — Л., 1976. Вып. 3. С. 91, 123; Pимский-Коpсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. — 9-е изд. — М., 1982. С. 168; Шиков В. Музыканты Верхневолжья. — М., 1984. С. 39—51; Его же. У истоков нашей эстрады // Волга. 1984. № 1. С. 161 —169; Его же. Русское диво. — Калинин: Моск. рабочий, 1987; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С. 37— 38.